10.11.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 1510; сегодня: 1.

Реконструкция легендарного спектакля

17, 18 и 19 декабря на сцене Московского Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского пройдут первые представления оперы Стравинского

«Похождения повесы» в легендарной постановке основателя театра, реконструируемой после многолетнего перерыва. В вечер премьеры за пультом будет стоять ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.

Оперный шедевр Игоря Стравинского, укоренившийся в России под именем «Похождения повесы» (более точный перевод оригинального названия The Rake's Progress – «Карьера распутника» – в пуританские советские времена легко мог бы надолго перекрыть путь на сценические подмостки), создан в середине двадцатого столетия по мотивам одноименной серии гравюр Уильяма Хогарта. В либретто, написанном знаменитым английским поэтом Уистаном Оденом и его постоянным сотрудником Честером Колменом, элементы авантюрного романа и средневекового моралите переплетаются с «фаустианскими» мотивами. Чего здесь только нет: любовь и предательство, сцены на аукционе, в публичном доме и на кладбище, бородатая женщина и дьявол, охотящийся за душой героя, кончающего в итоге свою жизнь в доме умалишенных…

В «Похождениях повесы», завершающих так называемый «неоклассический» период в творчестве Стравинского, легко просматриваются «следы» Моцарта и итальянской оперы, но вместе с тем буквально в каждой ноте ощутимы почерк и стиль одного из самых парадоксальных композиторов двадцатого столетия. Многим современникам язык оперы казался несколько архаичным, но, как верно заметил по этому поводу сам Стравинский, «предполагаемый шаг назад в «Повесе» принимает радикально новаторский вид, если сравнить его с некоторыми устремленными в будущее операми последних лет»...

Впервые поставленная в 1951 году в Венеции под управлением самого автора, опера обошла подмостки бесчисленного множества театров и фестивалей, и интерес к ней, похоже, с годами лишь возрастает. «Похождения» ставили крупнейшие режиссеры – от Ингмара Бергмана до Робера Лепажа. Свои версии этой оперы записали, помимо самого Стравинского, такие дирижеры, как Риккардо Шайи, Эса-Пекка Салонен, Сильвен Камбрелен, Сейджи Озава, Джон Элиот Гардинер, Кент Нагано. Высоко котируется на мировом рынке и единственная российская запись, сделанная в свое время солистами и оркестром Московского Камерного музыкального театра под управлением Анатолия Левина.

В Камерном музыкальном театре – и вообще на русской сцене – опера Стравинского впервые была представлена в 1978 году. Русский текст сделан Наталией Рождественской специально для этой постановки, над которой вместе с Борисом Александровичем Покровским работал ее сын, прославленный маэстро Геннадий Рождественский (в тот период – главный дирижер Камерного музыкального театра). Сценографию к этой постановке создал Иосиф Сумбаташвили.

«Похождения повесы» – один из самых легендарных спектаклей Театра Покровского первого десятилетия его существования. Два других спектакля-легенды – «Нос» Д.Шостаковича и «Ростовское действо» Д.Ростовского – все эти годы не сходили со сцены. «Повеса» не шел около двадцати лет. За это время в России появилась лишь одна постановка последней оперы Стравинского, осуществленная Дмитрием Черняковым в Большом театре, где продержалась буквально пару сезонов. И сегодня Камерный музыкальный театр, в преддверии столетия со дня рождения Покровского предпринимающий смелую попытку реконструкции гениального спектакля Мастера, вновь оказывается единственным в России, в чьей афише есть эта опера. На родине композитора «Повеса» по-прежнему остается раритетом.

Над реконструкцией спектакля работают ученик и соратник Покровского Григорий Спектор (участвовавший в 1978 году в его выпуске), художник Юлия Акс и главный дирижер театра Владимир Агронский. В декабре к ним присоединится дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, под чьим управлением и пройдет первое представление.


Ньюсмейкер: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского — 28 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...